Луховчане Чернецовы достойны памятника

Сергей ЛёзовСергей Лёзов – член общественного совета Лухского муниципального района, председатель оргкомитета по созданию памятника академикам живописи братьям Чернецовым. Тем самым Чернецовым, уроженцам Луха, что входили в круг Пушкина, с упоением писали волжские пейзажи и даже создали уникальную живописную панораму Волги от Рыбинска до Астрахани. Но не только этим они интересны

- Сергей Александрович, печально признать, но художников не так-то хорошо знают жители области. А ведь, судя по Большой советской энциклопедии, не говоря о научных трудах, наши земляки внесли большой вклад в российское искусство.

- Да, меня это очень сильно беспокоит. С тех пор, как я стал интересоваться творчеством Чернецовых, открыл для себя удивительный красочный мир, в котором с документальной точностью, но очень живописно и талантливо показаны города и природа России. Конечно, они работали и за границей: работы братьев, посвященные Палестине, называют «энциклопедией», настолько они полны и подробны. Не говорю уже о работах, посвященных Кавказу и Крыму. О ценности этих работ свидетельствует и такой факт: Пушкин, весьма прохладно относившийся к живописи, повесил в своем кабинете «Вид Дарьяльского ущелья» Никанора Чернецова. Единственная в кабинете поэта картина – работа луховчанина!

- С чего началось ваше увлечение творчеством Чернецовых?

- Шел к этому постепенно. Ведь Лух – моя родина, сюда я вернулся после работы по специальности лет пять назад. И – стал интересоваться. Каждый раз, бывая в Питере, заходил в Русский музей. Как-то набрался наглости и зашел в администрацию музея. Познакомился с заведующей отделом рисунка Натальей Михайловной Козыревой. Она мне много потом помогла. Познакомился таким же образом с Григорием Наумовичем Голдовским, завотделом живописи. Благодарен им за поддержку.

- А как пришла идея памятника?

- Хотели сначала поставить в центре Луха памятник луку. Но были сомнения. И вот в феврале 2013 года состоялось расширенное заседание общественного совета Лухского района, на котором присутствовали депутаты, чиновники, духовенство. И в процессе обсуждения было решено поставить в центре Луха памятник художникам Чернецовым. Вскоре создали оргкомитет, идея нашла поддержку в Государственном Русском музее, Министерстве культуры РФ, Российской академии художеств, Третьяковской галерее, Российском фонде культуры. Был проведен конкурс на лучшую художественную концепцию памятника. В нем победил скульптор из Санкт-Петербурга Эдуард Мхоян. Фонд «Гордость Отечества» (Кирилл Игнатьев) выразил готовность обеспечить работы по отливке памятника из бронзы. Работу скульптора нужно будет оплатить, поэтому объявлен сбор средств.

- Знаю, недавно создан попечительский совет по установке памятника. В него вошли зампред правительства области Андрей Кабанов, начальник департамента культуры области Светлана Шмелёва, меценат Кирилл Игнатьев, искусствовед Григорий Голдовский…

- Да, для нас это большая поддержка. Когда пришло письмо из правительства, где сообщалось о том, что власти региона поддер­живают проект установки памятника, это дало дополнительную надежду. Поддержка проекта правительством региона повышает статус начинания и, надеемся, открывает новые возможности.

- В чем вы видите особый смысл, суть художников Чернецовых?

- На протяжении полувека Чернецовы трудились не покладая рук, движимые целью «быть полезными себе и Отечеству». Ими написано более двух тысяч работ! Одна только панорама Волги, над которой художники в полевых условиях работали полгода, насчитывает 1982 рисунка и 80 этюдов. Это подвижники, труженики, совершившие подвиг, который не был повторен последующими поколениями художников.

- Интересна их связь с Пушкиным…

- Одна только деталь: на полях рукописи «Евгения Онегина» поэт нарисовал профиль Григория Чернецова!.. А единственная в кабинете Пушкина картина, о которой я говорил! Есть еще «Пушкин в Бахчисарайском дворце», несколько других работ, в числе которых этюд «Писатели в Летнем саду», где изображен и поэт. Причем – надо отдать должное дотошности художников – для нас, потомков, осталась их антропометрическая характеристика поэта: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною», то есть почти 167 сантиметров. Протокольная точность портрета делает это полотно ценным документом.

- Лух еще недавно называли только «родиной Бенардоса», теперь вот еще и художники…

- Вы знаете, любить родину – это еще и знать ее. Если бы не 100-летие электросварки, когда весь мир отдавал дань памяти Николаю Бенардосу, а из киевского института электросварки имени Патона в Лух приехали известные академики и настоятельно рекомендовали тогдашнему главе региона Владимиру Клюеву ставить памятник, так и не знали бы мы ничего об изобретателе. А сейчас – бренд! Магнит, притягивающий общественность и туристов. Пусть и памятник художникам Чернецовым станет таким магнитом.

Марина КУКЛЕВА

Источник: ivgazeta.ru

Запись опубликована в рубрике Художники Чернецовы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий