В списке огненных экипажей была и такая запись: «Лейтенант Дмитрий Васильевич Боровков. Родился в 1921 году в деревне Вишня Лухского района». Позднее его жизнь была связана с Кинешмой, откуда он и ушел на фронт. Луховчане по праву считают его своим земляком. Свой бессмертный подвиг Дмитрий Боровков совершил в апреле 1944 года в Крыму.
Десятки боевых вылетов сделал отважный летчик Боровков на истребителе ИЛ-2. За успешные действия, летное мастерство и отвагу был отмечен орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Последний его вылет был 11 апреля 1944 года вместе с командиром группы штурмовиков Героем Советского Союза В. Г. Пискуновым. В «Боевом листке» части он и рассказал о том, как к нему на выручку против немецких МЕ-109 устремил свой самолет Дмитрий Боровков и был подбит. Не имея возможности «дотянуть» до своей территории, летчик направил самолет в гущу танков и автомашин врага. Это произошло в районе станции Ишунь. Посмертно Д. В. Боровков был награжден орденом Отечественной войны I степени.
«Огненный пилот
Пятерых сыновей — Георгия, Николая, Константина, Геннадия и Дмитрия проводили на фронт в годы Великой Отечественной войны жители деревни Вишня Быковского сельсовета Василий Яковлевич и Марфа Яковлевна Боровковы. Дочь Вера ушла на фронт добровольно. Георгий и Дмитрий пали смертью храбрых, защищая Родину. Родителей большой семьи фронтовиков также нет в живых. Однако братья Константин и Георгий, проживающие ныне в городе Кинешме, сохранили удостоверения о наградах, письма и другие документы и вещи, принадлежащие Дмитрию Боровкову. Среди них дневник, который он начал вести, еще будучи курсантом Полтавского летного училища в 1940 году.
Собственно, название «дневник» не совсем подходит к этому документу. В нем нет пространных записей о чувствах и переживаниях, как в тех дневниках, которые ведутся порой от нечего делать. Скорее, это бортжурнал курсанта летного училища, а затем боевого летчика-штурмовика. Однако в скупых, до предела лаконичных записях вырисовывается образ пытливого, одержимого любовью к авиации, мужественного человека.
Вот самая первая запись в дневнике: «13.IX.1940 года. Самостоятельный вылет на самолете У-2″. Затем «17.VI. 1941 года. Полеты на самолете Р—5. 29.07. 1941 года в 8 часов вечере был мною совершен первый прыжок с парашютом с самолета Р-5″. «11. 09. 1941 года. Счастлив. После страстного ожидания начал полеты на самолете СБ».
Впоследствии Дмитрий летал на самолете ИЛ-2. Родным он прислал собственноручный рисунок своей машины. Над изображением летящего в воздухе самолета надпись:» Вперед, на вражеские полчища!»
Настойчиво и целеустремленно готовил себя юноша к трудной летной профессии. Он хотел быть не просто летчиком, а мастером своего дела, краснокрылым ассом. И упорно осуществлял свою заветную мечту—в совершенстве знать дело, которому служишь. В дневнике сохранилась запись: «2.11.1942 года. Во втором полете не полностью дал газ при взлете. Непостоянная скорость в полете по кругу. Поздно делаю четвертый разворот. Особое внимание обратить на правильный профиль посадки, отработать взлет, маршрут, расчет по садки».
Уже шла Великая Отечественная война. Дмитрий сердцем патриота понимал, что победить опытного в военном деле врага можно, превзойдя его в мастерстве и умении. И он этого добился.
После окончания училища Д. В. Боровков был направлен в 232 штурмовой авиационный полк. Его непосредственный командир Герой Советского Союза Василий Георгиевич Пискунов так писал о нем в боевом листке, выпушенном в ноябре 1944 года:»Мы с ним ‘ (Дмитрием Боровковым — примечание автора) прошли большой и славный путь от реки Миуса до Сиваша. Я всегда завидовал его технике пилотирования, его уверенности в полете, его поведению в коллективе летчиков… Во всех боевых вылетах он был моим щитом».
Но вернемся к дневнику. Теперь скупые записи в нем — это летопись боевых действий военного летчика. В лютой ненависти к врагу у Дмитрия развивается огромная работоспособность. Всю свою молодую, кипучую энергию патриот подчиняет одной священной цели бить врага, бить беспощадно, насколько хватит сил. Начиная с 21.07.1943 года, он почти ежедневно совершает боевые вылеты, а в отдельные дни по нескольку раз поднимается в воздух на своем штурмовике. Запись в дневнике от 20 августа 1943 года гласит: «Полет на штурмовку артиллерии противника в поселке Мариенгейм». «Штурмовка автоколонны (это второй вылет — примечание мое). «Два полета на штурмовку автоколонны противника». Таким образом, в один день летчик четыре раза поднимал в воздух свою боевую машину.
Что стоил летчику один боевой вылет — расшифруем только одну дневниковую запись. «28 ноября 1943 года. Два полета по танкам и артпозициям».
В боевом листке В.Г.Пискунов об этих полетах пишет так: «28 ноября 1943 года командование дивизии поставило задачу: в 18 часов 30 минут в районе Лепатиха (южнее Никополя) 8-ю самолетами ИЛ-2 атаковать скопление танков и артиллерии противника. Во время атаки на нас напали 6 МЕ-109. Я подал команду: «В воздухе мессера!» Ко мне снизу подошли 2 ME-109 и начали атаковать. Мой ведомый Дмитрий Боровков, жертвуя собой, бросился на выручку, вступил в единоборство с 2 ME-109 и атаку отбил. Его самолет был подбит, и он упал на нейтральной полосе».
Друзья считали летчика погибшим, однако через три дня Дмитрий вернулся в полк. Впоследствии он рассказывал своим товарищам, что выпрыгнул из горящего самолета на парашюте и пешком добрался до своей части.
Здесь записи в дневнике прерываются. Возобновил их Дмитрий через полтора месяца. К этому времени он получил, видимо, новый самолет, потому что 13 января 1944 года записано: «Облет машины 2 часа 10 минут». А затем опять почти каждый день: штурм артпозиций, танков, скоплений противника и т.п.
Последняя запись в дневнике сделана 11 апреля 1944 года. В этот день отважный летчик погиб, повторив подвиг капитана Гастелло. Как всегда, он вылетел на боевое задание в район станции Ишунь вместе со своим командиром В.Г.Пискуновым, который в боевом листке так описывает обстоятельства гибели Дмитрия: «Его самолет был подбит. Не имея возможности перетянуть на свою территорию, Боровков направил горящую машину в гущу танков и автомашин врага.
Товарищи Дмитрия жестоко мстили за смерть мужественного, бесстрашного сокола. В письме к его матери Марфе Яковлевне Боровковой командир 232 штурмового авиаполка П.Н.Ткачев писал: «На одном самолете, на котором впоследствии летал Герой Советского Союза Бараненко, было написано: «За смерть Боровкова!»
Славный боевой путь Дмитрия Боровкова, нашего земляка, — это пример беззаветного служения Родине. Его имя навечно занесено в списки 232 авиационного полка.
В столице нашей Родины, в музее истории ордена Ленина Московского военного округа, в свое время была открыта выставка «Они повторили подвиг Гастелло». Она была посвящена 40-летию Великой Победы.
На выставке было представлено более трехсот экипажей, повторивших подвиг москвича Николая Гастелло. И там была такая запись: «Лейтенант Дмитрий Васильевич Боровков. Родился в 1921 году в деревне Вишни. Свой бессмертный подвиг совершил в апреле 1944 года в Крыму». Дмитрий Васильевич Боровков- воспитанник Кинешемского аэроклуба.
Горский И.»