Боровков Дмитрий Васильевич

Боровков Дмитрий ВасильевичВ списке огненных экипажей была и такая запись: «Лейтенант Дмитрий Васильевич Боровков. Родился в 1921 году в деревне Вишня Лухского района». Позднее его жизнь была связана с Кинешмой, откуда он и ушел на фронт. Луховчане по праву считают его своим земляком. Свой бессмертный подвиг Дмитрий Боровков совершил в апреле 1944 года в Крыму.

Десятки боевых вылетов сделал отважный летчик Боровков на истребителе ИЛ-2. За успешные действия, летное мастерство и отвагу был отмечен орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Последний его вылет был 11 апреля 1944 года вместе с командиром группы штурмовиков Героем Советского Союза В. Г. Пискуновым. В «Боевом листке» части он и рассказал о том, как к нему на выручку против немецких МЕ-109 устремил свой самолет Дмитрий Боровков и был подбит. Не имея возможности «дотянуть» до своей территории, летчик направил самолет в гущу танков и автомашин врага. Это произошло в районе станции Ишунь. Посмертно Д. В. Боровков был награжден орденом Отечественной войны I степени.

«Огненный пилот

Пятерых сыновей — Георгия, Николая, Константина, Геннадия и Дмитрия проводили на фронт в годы Великой Отечественной войны жители деревни Вишня Быковского сельсовета Василий Яковлевич и Марфа Яковлевна Боровковы. Дочь Вера ушла на фронт добровольно. Георгий и Дмитрий пали смертью храбрых, защищая Родину. Родителей большой семьи фронтовиков также нет в живых. Однако братья Константин и Георгий, проживающие ныне в городе Кинешме, сохранили удостоверения о наградах, письма и другие документы и вещи, принадлежащие Дмитрию Боровкову. Среди них дневник, который он начал вести, еще будучи курсантом Полтавского летного училища в 1940 году.

Собственно, название «дневник» не совсем подходит к этому документу. В нем нет пространных записей о чувствах и переживаниях, как в тех дневниках, которые ведутся порой от нечего делать. Скорее, это бортжурнал курсанта летного училища, а затем боевого летчика-штурмовика. Однако в скупых, до предела лаконичных записях вырисовывается образ пытливого, одержимого любовью к авиации, мужественного человека.

Вот самая первая запись в дневнике: «13.IX.1940 года. Самостоятельный вылет на самолете У-2″. Затем «17.VI. 1941 года. Полеты на самолете Р—5. 29.07. 1941 года в 8 часов вечере был мною совершен первый прыжок с парашютом с самолета Р-5″. «11. 09. 1941 года. Счастлив. После страстного ожидания начал полеты на самолете СБ».

Впоследствии Дмитрий летал на самолете ИЛ-2. Родным он прислал собственноручный рисунок своей машины. Над изображением летящего в воздухе самолета надпись:» Вперед, на вражеские полчища!»

Настойчиво и целеустремленно готовил себя юноша к трудной летной профессии. Он хотел быть не просто летчиком, а мастером своего дела, краснокрылым ассом. И упорно осуществлял свою заветную мечту—в совершенстве знать дело, которому служишь. В дневнике сохранилась запись: «2.11.1942 года. Во втором полете не полностью дал газ при взлете. Непостоянная скорость в полете по кругу. Поздно делаю четвертый разворот. Особое внимание обратить на правильный профиль посадки, отработать взлет, маршрут, расчет по садки».

Уже шла Великая Отече­ственная война. Дмитрий сердцем патриота понимал, что победить опытного в военном деле врага можно, превзойдя его в мастерстве и умении. И он этого добился.

После окончания училища Д. В. Боровков был направлен в 232 штурмовой авиационный полк. Его непосредственный командир Герой Советского Союза Василий Георгиевич Пискунов так писал о нем в боевом листке, выпушенном в ноябре 1944 года:»Мы с ним ‘ (Дмитрием Боровковым — примечание автора) прошли большой и славный путь от реки Миуса до Сиваша. Я всегда завидовал его технике пилотирования, его уверенности в полете, его поведению в коллективе летчиков… Во всех боевых вылетах он был моим щитом».

Но вернемся к дневнику. Теперь скупые записи в нем — это летопись боевых действий военного летчика. В лютой ненависти к врагу у Дмитрия развивается огромная работоспособность. Всю свою молодую, кипучую энергию патриот подчиняет одной священной цели бить врага, бить беспощадно, насколько хватит сил. Начиная с 21.07.1943 года, он почти ежедневно совершает боевые вылеты, а в отдельные дни по нескольку раз поднимается в воздух на своем штурмовике. За­пись в дневнике от 20 августа 1943 года гласит: «Полет на штурмовку артиллерии противника в поселке Мариенгейм». «Штурмовка автоколонны (это второй вылет — примечание мое). «Два полета на штурмовку автоколонны противника». Таким образом, в один день летчик четыре раза поднимал в воздух свою боевую машину.

Что стоил летчику один боевой вылет — расшифруем только одну дневниковую запись. «28 ноября 1943 года. Два полета по танкам и артпозициям».

В боевом листке В.Г.Пискунов об этих полетах пишет так: «28 ноября 1943 года командование дивизии поставило задачу: в 18 часов 30 минут в районе Лепатиха (южнее Никополя) 8-ю самолетами ИЛ-2 атаковать скопление танков и артиллерии противника. Во время атаки на нас напали 6 МЕ-109. Я подал команду: «В воздухе мессера!» Ко мне снизу подошли 2 ME-109 и начали атаковать. Мой ведомый Дмитрий Боровков, жертвуя собой, бросился на выручку, вступил в единоборство с 2 ME-109 и атаку отбил. Его самолет был подбит, и он упал на нейтральной полосе».

Друзья считали летчика погибшим, однако через три дня Дмитрий вернулся в полк. Впоследствии он рассказывал своим товарищам, что выпрыгнул из горящего самолета на парашюте и пешком добрался до своей части.

Здесь записи в дневнике прерываются. Возобновил их Дмитрий через полтора месяца. К этому времени он получил, видимо, новый самолет, потому что 13 января 1944 года записано: «Облет машины 2 часа 10 минут». А затем опять почти каждый день: штурм артпозиций, танков, скоплений противника и т.п.

Последняя запись в дневнике сделана 11 апреля 1944 года. В этот день отважный летчик погиб, повторив подвиг капитана Гастелло. Как всегда, он вылетел на боевое задание в район станции Ишунь вместе со своим командиром В.Г.Пискуновым, который в боевом листке так описывает обстоятельства гибели Дмитрия: «Его самолет был подбит. Не имея возможности перетянуть на свою территорию, Боровков направил горящую машину в гущу танков и автомашин врага.

Товарищи Дмитрия жестоко мстили за смерть мужественного, бесстрашного сокола. В письме к его матери Марфе Яковлевне Боровковой командир 232 штурмового авиаполка П.Н.Ткачев писал: «На одном самолете, на котором впоследствии летал Герой Советского Союза Бараненко, было написано: «За смерть Боровкова!»

Славный боевой путь Дмитрия Боровкова, нашего земляка, — это пример беззаветного служения Родине. Его имя навечно занесено в списки 232 авиационного полка.

В столице нашей Родины, в музее истории ордена Ленина Московского военного округа, в свое время была открыта выставка «Они повторили подвиг Гастелло». Она была посвящена 40-летию Великой Победы.

На выставке было представлено более трехсот экипажей, повторивших подвиг москвича Николая Гастелло. И там была такая запись: «Лейтенант Дмитрий Васильевич Боровков. Родился в 1921 году в деревне Вишни. Свой бессмертный подвиг совершил в апреле 1944 года в Крыму». Дмитрий Васильевич Боровков- воспитанник Кинешемского аэроклуба.

Горский И.»

Запись опубликована в рубрике Земляки - фронтовики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий