Горский Вениамин Григорьевич

День Победы

Последний бой

 

Я, по всей вероятности, не написал бы эту заметку в газету, если бы ни одно обстоятельство. Недавно меня пригласили в райвоенкомат и вручили орденскую книжку, где записано, что мой брат Горский Вениамин Григорьевич награжден ор­деном Славы II степени. Указ о награждении подписан Президентом СССР М. Горбачевым 9 мая 1991 года.

В райвоенкомате хранятся документы, проливающие свет на историю почти полувековой давности. Вот что там написано: «Поиском награжденных участников ВОВ, по каким-то причинам не получивших в свое время награды, установлено, что по учетным данным ГУК МО РФ в числе награжденных значится ст. сержант Горский Вениамин Григорьевич 1918 г. р. Награжден орденом Славы II ст. приказом по 5-й ударной армии №79/н от 31.03. 1945 г. по должности 819 АП 295 СД—командир орудия». Вот сколько времени пролежал приказ и почти через полвека попал в правительство, чтобы узаконить представление к награде. Поистине: «Никто не забыт, ничто не забыто». Это приятно сознавать особенно в эти дни, когда наша страна готовится отметить пятидесятилетие Победы советского народа в Великой Отече­ственной войне.

Брату не суждено получить высокую правительственную награду, потому что он погиб 29 марта 1945 года, а приказ, как видно из приведенного мною выше документа, о награждении подписан двумя днями позже.

Немногим больше месяца отделяли Вениамина от славной победы. Его друг Белоус (к сожалению, запамятовал его имя) подробно описал нам в письме обстоятельства гибели брата.

Бой шли уже на территории Германии, Вениамин командовал расчетом сорокапятимиллиметровой пушки. С утра на наши передовые позиции пошли фашистские танки. Артиллеристы под командованием брата прямой наводкой отражали танковую атаку. И успешно провели бой. Вражеские танки были подбиты, орудийный грохот замолк. Солнце поднялось в полудневный зенит. Там на западе в разгаре была весна.

И вот, когда закончился бой, Вениамин стал переходить с наблюдательного пункта к своим бойцам. Вдруг из одного из подбитых вражеских танков раздался выстрел. Оставшийся в живых фашист выстрелил брату в спину из малокалиберной пушки! (ВО всяком случае, так утверждал Белоус). Пока тяжелораненого везли в медсанбат, он скончался.

Мне запомнилось выражение из письма Белоуса: «Был обычный бой!» Дело в том, что мой брат начал военную службу в 1939 году в городе Туапсе, то есть на Кавказе. Он писал, что его сразу назначили командиром. В расчете был украинец и грузин, в общем, как он писал, пришлось усваивать в пределах военной терминологии языки, расширять познания подчиненных русского языка. Через несколько месяцев «мы друг друга понимаем с полуслова, объедаемся виноградом».

И так, с боями их боевой артиллерийский расчет дошел до Берлина. Сколько было у него боев, теперь никто не скажет. Да их и не считали. Были они трудные и не очень, а вот последний бой был «обычный».

Я уж теперь точно не помню, похоронка пришла до письма Белоуса или после. Но прилетела в нашу семью черной зловещей птицей, и укоротило жизнь нашей больной сердцем матери. Ровно через год и два месяца после гибели Вениамина она умерла. И сколько же таких трагедий было в наших семьях? Сколько же матерей преждевременно умерли, не вынеся горя гибели родного, выращенного собственным сердцем и руками дитя?

В извещении о гибели брата говорилось: «Прошу известить гражданина Горского Григория Ивановича в том, что его сын командир орудия 819 артиллерийского полка ст. сержант Горский Вениамин Григорьевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 29 марта 1945 г. Похоронен с отданием воинских почестей: Германия, провинция Брандербург, село Тамзель, братское кладбище, центр села, сад кирхи. Одиночная могила. Командир 819 артполка Жохов, нач.штаба полка майор Бондаренко.

В 1990 году по моей письменной и устной просьбе исполком Красного Креста и Красного Полумесяца сообщил мне, что останки брата перезахоронены на советское воинское кладбище в городе Гожув—Великопольски, могила 220. Провинция Брандербурга стала после войны польской территорией.

Конечно, быть может, и чужая земля стала для брата пухом, но я знаю, как он любил свою русскую землю. С каким неистощимым интересом, он будучи меня на четыре года старше, что называется таскал меня по окрестным лесам и болотам, по любимой его речке Добрице на сооруженной им и дедом плоскодонке, по грибным и ягодным местам.

Приближается славный праздник Победы. Кое — кто пытался принизить его величие, опошлить героизм советского народа, измарать наши победы в Великой Отечественной войне черной краской. Это антинародная, кощунственная политика, хотя бы потому, что миллионы русских, да и не только русских семей считают, что жизнь их сыновей, братьев, дочерей и сестер отданы за нашу землю. Вечная славная им память!

«Родная нива» Горский И.

 

Запись опубликована в рубрике Земляки - фронтовики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий