Перед вами снимки из рукописного «Окопного журнала», который вели в 77-й гвардейской Московско — Черниговской стрелковой дивизии, отмечая наиболее памятные события боевого пути. Вглядитесь в лица. Это герои из «Батальона Славы» — первого батальона 215-го гвардейского Kpаснознаменного стрелкового полка, проявившие исключительную самоотверженность, отвагу и мастерство при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на левобережье Вислы 14 января 1945 года. Ловкостью и бесстрашием, находчивостью и крепкой взаимовыручкой отличались эти люди. Им и доверено было атаковать противника первыми. На участке Лавецко-Новое после артподготовки они бросились навстречу огню. «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и, снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Эти слова, выбитые в граните на Мамаевом кургане, справедливы и для комбата Б. Емельянова, и для рядовых бойцов.
Вот хроника боя. Начав атаку в 8.50, в 9.00 батальон овладел первой линией траншей противника. В 9.25 —второй, в 10.30—третьей линией и к 11.10 достиг отметки 162.8, где и закрепился согласно приказу командира, дивизии. Такой мощный, стремительный прорыв позволил ввести в действие основные силы, и с этого момента, как отмечалось в оперативном донесении, их «операция на Висле стала успешно развиваться. К 13 часам был введен в сражение 11-й танковый корпус».
Родина по достоинству оценила доблесть и мужество воинов. Все солдаты и сержанты батальона стали «кавалерами ордена Славы III или II степени. Ордена Красного Знамени удостоились все командиры рот, а командиры взводов были награждены орденом Александра Невского. Специальным решением военный совет 69-й, армии присвоил подразделению наименование «Батальон Славы».
«Прямо и гордо мы можем смотреть в глаза родным и близким, всем советским людям,— написано в «Окопном журнале» после рассказа о подвиге емельяновцев —-В годину грозной опасности для страны мы были там, где кипел бой и лилась кровь. Мы участвовали в величайшей войне решившей судьбу мировой истории. Мы выполнили свой священный долг с честью».
Газета «Красная звезда» за 16 января 1990 года.
Один из «Батальона Славы»
16 января 1990 года в газете «Красная звезда» под рубрикой «Поклонимся великим тем годам» был помещен материал «Они из батальона Славы», который приведен выше. Одним из командиров его рот был Г. И Шадрин, уроженец нашего Лухского района.
Геннадию Ивановичу сейчас 75 лет. 2 февраля он перешагнул эту юбилейную дату. Время неумолимо сокращает списочный состав живых солдат батальона Славы. Раньше Г. И. Шадрин переписывался с боевыми товарищами, но и эти связи сегодня все чаще рвутся. Публикация в «Красной звезде» вновь напомнила славному ветерану незабываемое время. Передо мной текст аттестации гвардии капитана Геннадия Ивановича Шадрина, данной ему через месяц после победы, подписанной тремя Героями Советского Союза. Она хранится в личном деле офицера в отставке. Но я думаю, что не нарушим сегодня никакой тайны, дав текст аттестации одному из офицеров «Батальона Славы», «Тов. Шадрин политически и морально устойчив, предан делу партии Ленина—Сталина и социалистической Родине. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил исключительное мужество и военное мастерство. Тов. Шадрин исключительно грамотный, имеет большой боевой опыт, накопленный им в ходе Отечественной войны. Обладает способностью организовать людей на выполнение поставленной задачи. Инициативен и находчив в бою. Обладает силой воли, физически вынослив, требователен к себе и к своим подчиненным. Пользуется большим авторитетом среди личного состава.
Вывод: тов. Шадрин должности командира минометной роты вполне соответствует. Может быть использован в строю.
Командир 1 стр. б-на Герой Советского Союза гвардии майор Емельянов
С аттестацией и выводом согласен
Командир 215 гв. стрелкового Краснознаменного ордена Суворова полка Герой Советского Союза гв. полковник Быков.
11 июня 1945 года.
Должности соответствует. Подлежит оставлению в кадрах РККА, Командир 77 гв. стр. Черниговской ордена Ленина, Краснознаменной ордена Суворова дивизии Герой Советского Союза гв. Генерал—майор Асколепов. 14 июня 1945 года».
Рискну привести еще одну выписку из боевой характеристики на командира первой минометной роты 215 гвардейского стрелкового Краснознаменного ордена Суворова полка гв. Капитана Шадрина Геннадия Ивановича.
«…Тактически грамотный офицер. Умеет организовать и мобилизовать людей на выполнение боевой задачи. Среди подчиненных пользуется уважением и имеет большой авторитет, имеет большой боевой опыт, накопленный им в ходе Отечественной войны. Требователен к себе и своим подчинённым. Умело проводит в жизнь указания и приказы вышестоящих организаций и начальников.
В боях за населенный пункт Буг, рота Г. Шадрина показала высокие образцы стойкости и умения, когда численно-превосходящий противник был разгромлен и около ста человек взято в плен. Командир 1 стр. б-на 215 гвардейского стрелкового Краснознаменного, ордена Суворова полка Герой Советского Союза гв. майор Емельянов».
Этот бой, упомянутый комбатом в характеристике, Геннадий Иванович помнит и сегодня, а награда за него пришла к воину только спустя 42 года. В 1987 году он впервые узнал, что приказом по 69 армии от 23 марта 1945 года награжден орденом Красного Знамени. Это стал его второй орден Красного Знамени, за победные бои 1945 года. Первый Г. А. Шадрин получил за бои 14 января 1945 года на левобережье Вислы, за тот самый бой после которого и появился в нашей Армии «Батальон Славы».
Сегодня грудь ветерана украшают семь боевых орденов. Он, придя с войны, прямо и гордо мог смотреть в глаза родным и близким, всем советским людям. Да. Так думали, так писали весной сорок пятого в своем «Окопном журнале» воины. У каждого впереди была своя жизнь. По — разному она сложилась. Г. И. Шадрин вернулся на родину только в 1947 году. Вскоре его избрали земляки председателем колхоза «Прогресс». «Работая председателем колхоза, Геннадий Иванович показал себя, как волевой работник. Колхоз под его руководством ежегодно экономически укрепляется. С честью выполняет все Госпоставки». Это уже из партийной характеристики, данной нашему ветерану в 1948 году. Возможно, меня упрекнут в сухости изложения, но не забывайте, что за каждым словом, строкой документов не день, а годы жизни героя рассказа.
Жизнь для многих, вернувшихся с войны, оказалась устланной цветами только при возвращении, а затем были долгие, нелегкие годы труда, борьбы, исканий.
Геннадию Ивановичу в районе очень верили, а значит, и поручали нелегкие участки. Он один из первых, кто начал в сельской глубинке развивать службу быта. Тогда ее называли «службой хорошего настроения». И директор комбината бытового обслуживания верил, что так оно и будет.
Тридцать лет после войны работал он на разных участках по направлению партии. И хотя прошло уже более десяти лет, как он на заслуженном отдыхе, в коллективах не забыли ни его самого, ни его отношении к делу. Он и сегодня еще бодрый, обладает хорошей памятью и аналитическим умом. Часто его можно видеть на встречах с молодыми ребятами — будущими воинами. Ветерану есть, что рассказать, есть чему научить. В его рассказах вновь оживают те, кем вот уже почти полвека гордится наша Отчизна,— воины Великой Отечественной, солдаты «Батальона Славы».
Да, время неумолимо. И не случайно наш народ решил вспомнить всех поименно. «Это нужно не мертвым — это нужно живым». Поверьте, увереннее идется по земле, легче дышится, когда знаешь, что есть у нас такие люди, как Г.И. Шадрин и его боевые друзья.
Замощенко В. (военком)