Ведущий актер МХАТа уроженец Луха Владимир Федорович Грибунин

Грибунин Владимир Федорович

Грибунин Владимир Федорович

4 апреля 1873 года в местечке «Малиново», что в 5-ти километрах от Луха, родился один из ведущих актёров МХАТа Владимир Федорович Грибунин.

С детства Володя любил разыгрывать читаемые им сюжеты из книг и частенько радовал своих домочадцев маленькими домашними представлениями. «Ну, артист! – бывало посмеивался над ним отец. – Быть тебе, Володька, артистом!» И ведь действительно стал! Владимир Федорович Грибунин, ближайший соратник основателей Московского художественного Академического театра К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, жемчужина театра, — он  всю свою жизнь посвятил служению Мельпомене.

После окончания од­ной из московских гимназий, где недюжинного ума молодой человек показал отличные результаты, Владимир все же решил посту­пить в Московское теат­ральное училище Малого театра. Молодость, новая жизнь и большие планы на будущее! Но, чтобы эти планы осуществились, нужно было долго и упорно работать над собой. И Владимир старался. Класс мастерства ему преподавал известный по тем временам актер Михаил Провович Садовский, семейство которого прославилось игрой в самых первых пьесах Островского. По окончании училища Владимир работал год в театре «Скоморох», и это было его своеобразным тестом на зрелость. И ещё один год ему пришлось отработать в Харькове в антрепризе Дюковой, где у него было несколько эпизодических ролей.

Вот так помотавшись по провинциальным театрам, сполна хлебнув всех трудностей театральной жизни, Владимир смог, наконец, осуще­ствить свою мечту. В 1898 году он поступил в Московский художественный театр. И не случайно год его поступления совпал с годом образования уже Московского Художественного Академического театра. Основатели театра К.С.Станиславский и В.И.­ Немирович-Данченко взяли курс на новую направленность творчества. Эту новую направленность определили постановки новаторских пьес А.П.Чехова и М.Горького.

Владимиру Федоровичу Грибунину было в ту пору 25 лет. И он сумел влиться в коллектив, сумел стать одним их первых актеров могучей когорты, совершившей подлинный переворот в театральном искусстве.

Театральная жизнь целиком и полностью поглотила его. Даже женился Владимир Федорович на актрисе театра Вере Пашенной. Сослуживцы только удивлялись, как это провинциалу удалось покорить сердце такой красавицы? А надо сказать, что внешность у Владимира Федоровича была очень запоминающейся. Это был рослый, статный мужчина настоящего богатырского телосложения. И когда Грибунин дебютировал в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» в роли Голубя-сына, при его появлении на сцене по залу прокатился удивлённый ропот: «Кто это?! Откуда такой богатырь?». По окончании спектакля в гримерку зашёл рецензент, и прямо спросил, откуда взялся этот актёр, на что Владимир Федорович с нескрываемой гордостью и достоинством ответил: «Лухские мы! Из Костромских мелкопоместных бояр Грибуниных!».

Игра Владимира Федоровича всегда отличалась большим внутренним содер­жанием, мягкостью и жизнен­ностью. Это был великий актер с характером, но очень широким амплуа. За эти свои великолепные многогранность и превращение Владимира Федоровича ценил и уважал сам Антон Павлович Чехов, так как Грибунин, по его мнению, наиболее хорошо отражал все нюансы характеров чеховских героев. Владимир Федорович, в свою очередь, платил ему крепкой дружбой. У историков существует определенное мнение о том, что Чехов бывал в лухских краях именно с визитами в семью Грибуниных. А о наших дорогах Чехов сказал с присущим только ему тонким юмором: «До Луха добраться трудно, а выехать — невозможно».

Нашему земляку выпала честь играть на одной сцене с такими корифеями, как О.Книппер-Чехова, И.Моск­вин, М.Лилина, М.Тарханов, В.Качалова, И.Лужский. И вот рядом с ними, как бы ра­створяясь в актерской среде, существовал Владимир Федорович Грибунин, неслышный и незаметный талант – самый простой актёр МХАТа, по определению В.Немировича-Данченко. Была в нём какая-то плавность, отличающая от других. Он так серьезно оценивал искусство театра, что к молодежи относился с отеческой благожелательностью. Кто знает, может быть его собственный вклад в искусство был ниже его возможностей. Но такова судьба всех, даже наиболее удачливых актёров.

А в числе его сценических образов были и такие, ко­торые могли по праву счи­таться совершенством. В его образах было спокойствие, мудрость. Он умудрялся раскрывать на сцене судьбы людей, никогда не пытавшихся вырваться из поглотившей их среды. Наряду со спокойным Платоном Михайловичем или важным Симеоновым-Пищиком в круг его ролей входил Фурначев, в котором сочета­лись проникновение в самую суть характера с артистичес­кой загруженностью, свой­ственной только Грибунину. А    главное – объективность, объективность, против которой нельзя было возразить. Владимир Федорович настолько точно фиксировал играемые им характеры, что, казалось, каждый раз он проживал маленькую жизнь своего героя: страдал, мучился, ликовал, любил вместе с ним, И уж, наверно, сама жизнь подсказывала это ему. В раз­ных, очень разных, тщатель­но, ювелирно сыгранных ха­рактерах всегда проглядыва­ла его собственная незауряд­ная личность. Он играл Симеонова-Пищика в чеховском «Вишневом саде», и всякий раз, когда с неповторимой за­душевностью произносил мо­нолог-просьбу о том, чтобы запомнили, как жил-был на свете такой Симеонов-Пищик, зал белел платками — зрители вытирали слёзы. Назавтра он выходил на смену в роли Курослепова – в великолепном трио с Москвиным и Тархановым – в спектакле «Горячее сердце» и был страшен, ужа­сен тупостью, агрессивностью, самодурством. Вслед за тем – городовой Медведев из пьесы «На дне», глупый до комизма…

…А между тем шли уже двадцатые годы двадцатого столетия. Театр переживал в ту пору острейший момент. Под впечатлением от зарубежных поездок Станиславский разработал систему, которую позже назовут системой Станиславского. В этой системе решались проблемы сознательного овладения творческим процессом, исследовались пути органического перевоплощения актера в об­раз. Кроме того, Станиславский задумал слияние Второй студии и школы Третьей сту­дии со «стариками» — первым составом МХАТа. Процесс слияния происходил постепенно, он наметился, когда Художественный театр гастролировал по Америке. Участвовал в этой поездке и наш земляк. В Америке он сыграл Григория в «Братьях Карамазовых», Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» и другие роли.

     «Старики» — мхатовцы, покидавшие Москву всего на два года гастролей в Америке, вернувшись, встретились с большими переменами во всех областях жизни страны, поэтому должны были пересмотреть многое из своего драгоценнейшего опыта. После этой поездки вся труппа, старики и молодежь, была разбита на десятки, чтобы лег­че и удобнее было осваивать последние открытия Станис­лавского. Старшему поколению было особенно трудно: накопленный опыт, многие впечатления от практики рус­ского и зарубежного теат­рального искусства, есте­ственно, затруднял и усвоение нового. А тянулись «стари­ки» к новой системе жадно. Владимиру Федоровичу дос­тался в «учителя» молодой тогда актер Василий Орлов. И Владимир Федорович по­вел себя сразу же как послушный ученик. Он старательно всё записывал, а затем также последовательно докладывал «учителю» что и как он понял, как применял понятое на практике. Владимир Федорович являл собой образец доброжелательности, внимания к каждому, с кем ему доводи­лось общаться. Он был настолько добр и чист, что старался даже как-то не выделяться среди других. И настолько трепетно относился к искусству, что на фотографии, подаренной своему «учителю», написал: «Никогда не наигрывай. Никогда! И всегда будь чист в искусстве». И по мере своих сил Владимир Федорович старался сделать эти слова девизом своей жизни…

За заслуги в области культуры Владимиру Федоровичу Грибунину были присуждены звания заслуженного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств. Всего за долгую театральную жизнь — тридцать пять лет на служении искусству — им было сыграно 55 ролей. Последней была роль председателя суда в «Воскресении», Умер Владимир Федорович в 1933 году, в возрасте пятидесяти лет…

До сих пор, упоминания о нем встречаются в раз­личных литературных источниках, и тем не менее в них так и не рассказано подробно, детально о каждой из его ролей. Это нужно не просто для пополнения данных музеев или мемуаров, это наш долг перед культурой. Такие люди, как наш замечательный земляк, великий актёр своего времени, Владимир Федорович Грибунин просто не могут и не должны уйти из памяти будущих поколений.

Запись опубликована в рубрике Грибунин Владимир Федорович, Знаменитые люди Луха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий