Как готовились к Новому году в Иваново-Вознесенске

Рождественская открыткаНовый год и Рождество – пожалуй, самые любимые праздники русского народа. Но для того, чтобы их отмечали вместе, каждому пришлось пройти достаточно долгий исторический путь. Так, с приходом к власти большевиков оба праздника оказались под запретом. Но именно уроженец Иваново-Вознесенска Павел Постышев стал инициатором возвращения людям праздничной елки.

В лавках для продажи вывешивались хари

Раньше Новый год и Рождество не пересекались. В России новогодние торжества приходились на 1 марта, пока Иван III Васильевич не установил в 1492 году исчисление нового года с 1 сентября. Последний перенос связан с именем Петра I, постановившего в декабре 1699 года летосчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И тут же приказал встретить Новый год 1 января 1700 года. Гулянья длились 6 дней безостановочно.

Петровская реформа медленно, но неуклонно приживалась. Русскому народу пришлась по вкусу возможность дважды повеселиться от души среди долгой зимней, снежной поры – встретить Рождество, а затем Новый год (до революции Рождество встречали 25 декабря).

В Иваново-Вознесенске наступление праздников начинало ощущаться задолго. Так, городской голова Яков Гарелин (1877–1886 годы) сообщал: «Недели за полторы до Рождества в лавках появлялись предвестники ожидаемого веселья – вывешивались для продажи маски (хари, по местному выражению). Молодежь начинала понемногу запасаться костюмами…» Рождественский пост заканчивался, а потому горожане стремились закупить снеди и вин, обзавестись подарками для родных и близких.

Купить можно было практически всё, что только душа желала: и сыры любого привоза (французского, швейцарского, мещерского…), и рыбу бесконечного ассортимента (сига, белугу, стерлядь, навагу, осетрину…), и сладости, и мясное, и разносолы… Повсюду были распахнуты двери трактиров, блинных, чайных. Торговали и с лотков.

Если вам понадобились бы к праздничному столу жареные поросята, отливавшие золотистой корочкой, то надо было зайти в магазин «Пчельни» на Александровской улице (часть современного проспекта Ленина). Богатейший выбор вин и прочего предлагался в «Винно-колониальном магазине» Щербакова…

Битком наполнялись ресторации «Националь» и «Лондон», где дозволялись «оркестры музыки» и пение хоров без «привлечения женского персонала».

В синематографы в праздники было не прорваться. Шли самые свежие картины, особенным успехом пользовались с участием непревзойденного комика немого кино француза Макса Линдера.

К праздникам открывали новые ресторации и магазины

А вот как проходили святочные вечеринки. Вновь предоставим слово Якову Гарелину: «Из дома в дом шагают толпы ряженых со своей, обыкновенно, музыкой, которая, не отличаясь количеством инструментов, так как в состав оркестра входит одна гармония или балалайка, вполне удовлетворяет как артистов, так и зрителей. Компания собирается большая, так как разыгрываются вещи, требующие порядочного количества участников. Смотря по тому, какое впечатление производили артисты на зрителей, такое и бывало угощение. Обычный исход путешествий был таков – все артисты напивались мертвецки пьяными и по утру, если не просыпались в кутузке, готовились к дальнейшим подвигам».

Любили в те времена и погадать. Девушки или смотрелись в зеркало, или подслушивали под окнами. Кроме того, практиковалось литье олова или воска, бросание башмака, спрашивание у «первого встречного-поперечного» или даже проезжающего его имени в полной уверенности, что так и будут звать будущего «сужено-ряженого».

Иваново-вознесенцы, представлявшие местную интеллигенцию, собирались в клубе, выстроенном Иваном Кулаковым на Песках (ныне «Колизей» на площади Пушкина). Там наряжали елку, встречали Новый год, устраивали танцы и детские вечера.

Нельзя не сказать и о том, что обычно к праздникам предприниматели приурочивали открытие новых заведений. В газете давали объявление, и народ шел поглядеть или на новую ресторацию, или взглянуть, что особенного в новеньком магазине.

На рождественской открытке кавалер целует даму

В начале XX века окончательно вошел в традицию обычай наряжать елки и, кроме всего прочего, поздравлять друг друга с помощью рождественских и новогодних открыток. Открытки в те времена были с самыми разными изображениями. Поздравления «Съ Рождествомъ Христовымъ!» изображали то ангелочков, то возгорание яркой вифлеемской звезды, символизирующей Рождение Спасителя, то просто детишек с елочными ветками или это были зимние пейзажи с церквями. Перед Первой мировой войной появились открытки более смелого содержания: на них кавалер, целуя даму, дарит ей букет алых роз.

Новогодние открытки, учитывая светский характер этого праздника, не имели каких-то четких канонов. Тут и традиционная игрушечно-елочная тематика, и улыбающиеся или застигнутые в достаточно смачном поцелуе пары. Попадаются открытки с цифрой «1», символизирующей 1 января, а рядом ведрышко с охлажденным шампанским.

Что касается текстов поздравлений, то почти все они, как и сейчас, начинались обычно так: «Здравствуйте, дорогие родители, папа и мама, а также братья и сестры!», «Дорогой друг!» и так далее. Ивановцы желали друг другу здоровья, счастья, всего наилучшего, благополучия… Часто встречается пожелание хорошо и весело проводить год старый и в подобном же настроении встретить год наступающий.

Дед Мороз – «продукт антинародной деятельности»

Большевики, придя к власти, сначала в рамках искоренения «буржуазных предрассудков» запретили Рождество, а затем добрались и до новогоднего праздника. Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов». Советский поэт Александр Введенский в 1931 году заявлял: «Только тот, кто друг попов,/ Елку праздновать готов!»

Моссовет запрещает продажу хвойных деревьев на базарах. А комсомольцы предлагают в дни Рождества и Нового года лыжные кроссы и всякого рода другие спортивные соревнования на свежем воздухе.

Однако в декабре 1935 года ситуация поменялась кардинальным образом. В Москве проходил пленум ЦК ВКП(б). В нем участвовал и уроженец Иваново-Вознесенска, второй секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев. Велика вероятность, что после окончания пленума между ним и Иосифом Сталиным (тому есть свидетель в лице Никиты Хрущёва) произошел разговор на тему елки, тем более что приближались новогодние дни. Постышев тогда сказал: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Так это и произошло: 28 декабря 1935 года в «Правде» вышла статья нашего земляка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

Вот о чем говорилось в этом знаменитом письме: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком».

Историк Елена Зубкова пишет: «Буквально за считанные дни инициатива была подхвачена. Москва преобразилась. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных елками. В магазины и палатки, торгующие игрушками, невозможно было протиснуться. Тысячи людей осаждали прилавки и раскупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения елок. Казалось, вся Москва превратилась в огромный детский сад. Елки – в квартирах, елки – в домовых клубах, елки – в школах».

 …В 1938 году Постышев был арестован как враг народа. Но елка устояла. Более того, явилась еще одна традиция – отмечать встречу Нового года шампанским. По этому вопросу было даже принято специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Так родилась известная марка – «Советское шампанское».

А празднику Рождества пришлось дожидаться своей «реабилитации» до начала 1990­-х. Правда, теперь (после принятия нового календаря в 1918 году) Новый год открывает череду праздников, что в общем-то не мешает людям по-прежнему гулять и веселиться от души.

 Александр СЕМЕНЕНКО

Газета № 104 (31.12.2019)

Запись опубликована в рубрике Ивановская область. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий