Гаврилова Анна Сергеевна

А.С. Гаврилова и Е.А. ВаренцоваЗачем на девчонок одели шинели.

6 апреля 1942 года в помещении, где размещался Лухский райком ВЛКСМ, было многолюдно. (Сегодня в этом здании фотография). Девичьи звонкие голоса заполнили все комнаты и кабинеты. Это были девчата – комсомолки, которые направлялись в действующую армию. Прошла перекличка собравшихся, и многоголосая толпа направилась через площадь в районный военный комиссариат. (Сейчас в этом здании филиал Сбербанка). Здесь девчат встретил районный военный комиссар Л.И. Красильников. (Уроженец Луха, потом также ушедший на фронт. Победу он встретил в Германии).

Леонид Иванович без всяких предисловий по-военному объявил о том, что мы призываемся в действующую армию на защиту Родины. Идет жестокая война и, видимо, затяжная. Враг зашел глубоко на нашу землю. Родина в опасности. Решено там, где можно заменить мужчин, призвать в армию женщин. Эта первая группа в районе, и уже 9 апреля она должна направиться в армию. На всю жизнь у меня остался в памяти этот путь на фронт. До Вичуги мы шли пешком (было более 20 человек). Вечером нас посадили в поезд, и он отправился в Иваново, куда прибыли ночью. Все железнодорожные пути были заняты эшелонами с мобилизованными для фронта. У меня в Иванове жили сестры, и они приходили на вокзал, чтобы проститься, но так и не смогли найти меня. Так мы и не повидались.

Через несколько дней мы были в Черняковских казармах в Москве. Трехдневный карантин, распределение по частям. Я попала в зенитное подразделение, и на мое счастье в эту же часть были зачислены Катя Варенцова и Ира Шарова из Порздневского сельсовета, Маруся Рябова (М.А.Кузнецова) из Кузьминского сельского совета. С нами же оказались землячки Шура Платонычева из Юрьевецкого района, Таня Кулакова из Владимирской области. Несколько позже прибыла Лида Полякова из Палехского района.

В распоряжении своей части мы добирались по Курской железной дороге до станции Царицыно, а затем пешком. Местом ее дислокации было открытое, поросшее мелким кустарником поле. Дали нам одну лопату, чтобы вырыть землянку и обустроить свое жилье. На третий день мы уже были в боевом подразделении, получили 85-милиметровую зенитную пушку. Это орудие могло не только сбивать самолеты, но и отражать атаки пехоты и танков противника.

Шел 1942 год. И хотя главные события его разворачивались на юге, враг не оставлял в покое столицу. «Положение №1» — боевая готовность не снималась с части по несколько суток. Только отобьем один налет, уже летят другие. «Мессершмиты», «Юнкерсы» с ревом рвались к Москве. Порой небо покрывалось как стаями осенних птиц. В свое укрытие не могли зайти по несколько суток. Дождь, снег, пронизывающий ветер – все не в счет. Мы на войне.

Весь 1942 год девчата в армии носили мужское обмундирование. Далеко не у всех оно было по размеру. В 1943 году мы впервые получили женские гимнастерки и юбки, а немного спустя меняли и сапоги. Стало как то поприятнее. Ведь мы же были молоды. В это время, хотя оборону Москвы и не ослабляли, налеты на нее стали реже, а увеличились на города Горький и Саратов, оттуда на фронт шла военная техника.

Во время ночных налетов очень здорово действовали Сонны (станции орудийной наводки): они своими лучами прожекторов высвечивали нам цели и вели вражеские самолеты, не давая им выйти из снопа света. Те либо сбрасывали беспорядочно бомбы, либо были сбиты. Много их осталось на подмосковных полях. Постепенно служба в армии стала для нас, девчат, повседневностью, привычной, по мере наступления наших войск все больше повалялось времени, чтобы обратить внимание на свой быт.

День Победы памятен для каждого фронтовика. Не забываем он и для меня. В ночь с 8 на 9 мая в 2 часа 25 минут меня, как секретаря парторганизации батареи, пригласили к телефону. На другом конце линии был начальник политотдела нашей 82-й зенитнозаградительной дивизии. Он-то и сообщил мне, что война закончилась. Сказал, чтобы я доложила об этом командованию батареи, и предложил провести построение личного состава, а также о том, что нашей 15 батарее 1799 полка дано право участвовать в праздничном салюте.

Утром 9 мая батарея в полном составе с техникой прибыла к ст. Бутово Курской железной дороги. Практически весь день ушел на то, чтобы мы смогли прибыть в назначенное место г. Москвы, близ завода имени Сталина. По дорогам шла конница, танки, пехота, катюши. Война еще чувствовалась во всем.

Салют был из 50 залпов сотен орудий, а лучи прожекторов скрещивались на огромном красном знамени, поднятым над Кремлем. Чувства, которые все испытывали в тот момент, вряд ли словами опишешь. На следующий день в 4 утра мы вновь были на прежнем месте своей дислокации. Война кончилась. Личный состав нашей батареи практически был тем же, что и в 1942 году. Прошедшие годы сдружили, даже сроднили нас всех.

15 апреля 1942 года мы прибыли в часть, а 25 июля 1945 года были демобилизованы в том же составе. Дорога домой была уже другой. На всем протяжении следования эшелонов нас встречали люди с цветами, гостинцами. В Иваново наш поезд подошел 27 июля в 10 часов утра. На платформе играл сводный духовой оркестр и людей, встречающих фронтовиков, было не протолкнуться, море цветов и гостинцев.

Мне пришлось выступать от имени демобилизованных. Трудно было, чувства переполняли душу, слезы радости застилали глаза, но я все-таки сумела побороть волнение, слезы, поздравить всех с Победой, поблагодарила тружеников тыла за их непосильный труд, за то, что смогли содержать армию и страну, что растили детей, горько, но мужественно переносили потери близких людей.

В Иванове меня наконец-то встретили четыре моих сестры и младший брат. Каждый день они по очереди ходили на вокзал и ждали, не зная точного дня моего возвращения. А мама? Мама не знала, как выразить свою радость, что я вновь дома. В нашей семье погибли муж старшей сестры и мамин брат.

А. Гаврилова

п. Лух

«Родная нива» 2004 год 9 января

Гаврилова Анна Сергеевна

Гаврилова Анна Сергеевна

ГАВРИЛОВА (Тюлюзина) АННА СЕРГЕЕВНА

Родилась 28 августа 1921 года во Владимирской области. Жила и училась в Иванове. После окончания десятилетки, в 1940-м году приехала работать в Лухский район, в Худынскую, а затем Ковыринскую начальную школу. Но мирный труд оборвала война. В апреле 1942 года А.С. Гаврилова добровольцем ушла защищать Родину.

Часть зенитной артиллерии, где она служила, стояла на обороне Москвы. «Вначале мы были в Черняховских казармах. На моё счастье в эту же часть (зенитное подразделение) были зачислены Катя Варенцова и Ира Шарова из Порздневского сельсовета, Маруся Рябова (М.А. Кузнецова) из Кузьминского сельсовета. С нами оказались и землячки: Шура Платонычева из Юрьевского района, Таня Кулакова из Владимирской области. Несколько позже прибыла Лида Полякова из Палехского района. В расположение своей части мы добирались по Курской железной дороге до станции Царицыно, а затем пешком. Место дислокации было открытым, поросшим мелким кустарником, полем. Дали нам одну лопату, чтобы вырыть землянку и обустроить своё жильё. На третий день мы уже были в боевом подразделении, получили 85-миллиметровую зенитную пушку. Это орудие могло не только сбивать самолёты, но и отражать атаки пехоты и танков противника».

Шёл 42-й год. И хотя главные события его разворачивались на юге, враг не оставлял в покое и столицу. «Положение №1»– боевая готовность не снималась с части неделями. «Только отобьём один налёт, уже летят другие. «Мессершмиты», «Юнкерсы» с рёвом рвались к Москве. Порой небо покрывалось как будто стаями осенних птиц. В своё укрытие не могли зайти по несколько суток. Дождь, снег, пронизывающий ветер – всё не в счёт. Мы на войне».

Весь год девчата в армии носили мужское обмундирование, не у всех оно было по размеру. В 43-м году они впервые получили женские гимнастёрки и юбки, а спустя немного времени – поменяли и сапоги. Стало удобнее, ведь это были молодые девушки. Хотя оборону Москвы и не ослабляли, налёты на столицу стали реже, но увеличились на города Горький и Саратов, откуда на фронт шла наша военная техника. Здесь во время ночных налётов здорово выручали Сонны (станции орудийной наводки): они лучами своих прожекторов высвечивали цели и вели вражеские самолёты, не давая им выйти из снопа света. В результате те либо беспорядочно сбрасывали бомбы, либо были сбиты. Много их осталось на подмосковных полях. Постепенно служба в армии стала для девчат повседневностью, привычкой, по мере наступления наших войск всё больше появлялось времени, чтобы обратить внимание на свой быт.

«День Победы памятен для каждого фронтовика. Не забываем он и для меня. В ночь с 8 на 9 мая в 24 часа 25 минут меня как секретаря парторганизации батареи пригласили к телефону. На другом конце линии был начальник политотдела нашей 82-й зенитно-заградительной дивизии. Он-то и сообщил, что война закончилась. Сказал, чтобы я доложила об этом командованию батареи и предложил провести торжественное построение личного состава, а также то, что нашей 15-й батарее 1799-го полка дано право участвовать в праздничном салюте».

Утром 9 мая батарея в полном составе с техникой прибыла к станции Бутово Курской железной дороги. Практически весь день ушёл на то, чтобы добраться до назначенного места г. Москвы, близ завода имени Сталина. По дорогам шла конница, танки, пехота, «катюши». Война ещё чувствовалась во всём. Салют состоял из пятидесяти залпов сотен орудий, а лучи прожекторов скрещивались на огромном красном знамени, поднятом над Кремлём. Чувства, которые испытывали все в тот момент, вряд ли можно описать словами. На следующий день в 4 утра бойцы батареи вновь были на прежнем месте своей дислокации. Война кончилась. Личный состав остался практически тем же, что и в 42-м году. Прошедшие годы сдружили, даже сроднили однополчан.

После войны с августа 1945 по февраль 1949 года А.С. Гаврилова работала инструктором в РК КПСС, а затем учителем в Кузьминской начальной школе и Лухской средней. Потом Анну Сергеевну перевели в Лухскую школу-интернат, реорганизованную из детского дома, где она трудилась до февраля 1965 года. В это время получила звание «Заслуженный учитель школ РСФСР». После восстановления Лухского района перешла в районо, а также  год работала учителем начальных классов в Лухской средней школе. На пенсию вышла в августе 1976 года.

АННА СЕРГЕЕВНА ГАВРИЛОВА за доблесть и отвагу имеет награды:

Гаврилова Анна Сергеевна

  • за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Отечественной войны II степени – март 1985 г.;
  • медаль «За победу над Германией» — 10 апреля 1946 г.;
  • медаль «За боевые заслуги»;
  • знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»;
  • юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

За долголетний добросовестный труд А.С. Гаврилова награждена:

  • значком «Отличник народного просвещения РСФСР» — 1961 год;
  • значком «Отличник просвещения СССР» — 1971 год;
  • почётными грамотами ЦК ВЛКСМ;
  • почётными грамотами райкома КПСС;
  • почётными грамотами исполкома райсовета;
  • почётными грамотами общества «Знание»;
  • почётными грамотами облоно;
  • медалью «Ветеран труда».

В течение ряда лет до ухода на заслуженный отдых (с 1963 по 1977 года) была депутатом райсовета. Вела большую общественную работу. Общественница, человек неугомонный, деятельный, всегда готовый помочь тем, кто нуждается в помощи, хотя ей уже 91 год.

Запись опубликована в рубрике Земляки - фронтовики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий