Малков Иван Александрович и Малкова Валентина Ивановна

Малков Иван АлександровичСвой след на земле.

За плечами у этих пожилых людей большая и интересная жизнь. В нашем районе редко кто не знает супругов Малковых. А уж о педагогах и говорить не приходится. Наверное, не будет не скромным, если назовем мы их корифеями нашего районного коллектива учительства. 21 июня 1941 года Иван Александрович Малков получил диплом об окончании Вичугского педагогического училища. Впереди у восемнадцатилетнего учителя были почти еще целое свободное лето и первый учебный год. Но уже через сутки стало ясно, что этого ничего не будет.

- Вместе со мной, — рассказывает И. А. Малков,- Хреновское училище заканчивало тринадцать ребят, не знаю, всех ли нас, или часть, группу, но еще в училище Вичугский военкомат определил на службу в авиацию. Молодость есть молодость, когда началась война, я так и остался на воинском учете в Вичуге, хотя и вернулся к себе домой в Лухский район. Думаю, что именно из-за этого мне пришлось трижды отправляться в армию. Придет повестка из Вичугского военкомата, пока дойду до Вичуги, в военкомате мне говорят: «Возвращайся домой, твоя команда уже отправлена». Только на третий раз, в октябре 1941 года, я был призван в армию и направлен в авиационно—техническое училище, находившееся в Саратовской области. Шагистике нас там не учили, но зато были такие науки, как химия и физика. А самое главное, в училище были хорошие слесарные и столярные мастерские, и я считаю, что именно там многому научился делать своими руками. Между прочим, как-то раз в классном журнале нашего 32 классного отделения было записано: «Курсанта Малкова и курсанта Кудец за сверхотличные знания конструкции самолета прошу поощрить. Преподаватель…».

Ивану Александровичу так и не удалось стать авиамехаником. Враг подошел к Сталинграду, и саратовское училище расформировали. По чьей-то воле или указанию он стал краснофлотцем. «Я матрос!», — с гордостью говорит сегодня Иван Александрович. Из Саратова через Москву, в столице их только покормили обедом, через Ладожское озеро сержант Малков, вместе с группой ему подобных ребят, был направлен в Ленинград, а точнее на Ленинградский фронт.

Практически всю войну А.И.Малков командовал отделением артиллерийской разведки в 1 -й Гвардейской Красносельской Крас­нознаменной артиллерийской бригаде Балтийского флота. Корабельные пушки были установлены на железнодорожных платформах и вели огонь из-за линии фронта, задачей же разведчиков была корректировка их огня, то есть находится на переднем крае.

—Когда я стал оформляться на пенсию, — вспоминает ветеран, — то оказалось, что пробыл на передовой практически без перерыва 2,5 года. За время обороны Ленинграда я всего два раза был в городе, когда получал кандидатскую карточку, а затем партийный билет.

Вместе со своей бригадой Иван Александрович участвовал в прорыве блокады Ленинграда, был у Синявинских болот, преодолевал знаменитую финскую линию Маннергейма.

-При прорыве блокады,- говорит ИА.Малков, -впервые было сосредоточено по 100 пушек на километр. Артиллерийский удар был мощный. Но еще сильнее он был нанесен по линии Маннергейма. В огневой подготовке участвовала и авиация. Неприятель был оглушен и деморализован. В отличие от 1939 года, мы ее не штурмовали, а просто обошли и заперли финнов в их укрепрайоне. Дорога на Хельсинки была открыта, но, как известно, Александра Колонтай путем дипломатии вывела финнов из войны. И нас вернули под Ленинград — брать Пулковские высоты. На них мы обнаружили тяжелую артиллерию гитлеровцев. Причем у каждой пушки располагалось по четыре зенитки. Враг серьезно намеревался покончить с цитаделью революции. Но его мощь и желание натолкнулись на нашу волю и военную силу. Красносельская артиллерийская бригада не зря носила звание Первой Гвардейской. Затем были бои в Прибалтике, а войну мы завершили в Восточной Пруссии.

Молодой старшина, прошедший сквозь горнило войны вернулся домой в деревню Настасьино. А там, в родной школе, уже работает молодая учительница. Нельзя сказать, что совсем незнакомая, когда-то в Тимирязевской школе она училась классом старше.

-В Тимирязеве была семилетка,- рассказывает В.И.Малкова — И когда я училась в седьмом классе, то уже знала о лучшем ученике шестого класса Ване Малкове. Потом я перешла в только что открывшуюся Лухскую среднюю школу и практически лет 10 его не видела.

Во время войны Валентину Ивановну, как и многих ее сверст ниц, призвали в армию. Наверное, благодаря своему образованию, она попала в секретную часть, а именно на радиолокационную станцию, находившуюся возле Москвы, в районе Внукова. Девушка в совершенстве освоила работу планшетиски. Дело это было новое и не совсем безопасное. Война практически пощадила радиолокационщнков. Большинство из них встретили Победу. Но новая техника не оказалась такой милосердной. Мощное электромагнитное излучение по-разному отразилось на здоровье первопроходцев. Сегодня из ее фронтовых однополчан в живых практически не осталось никого. Валентина Ивановна, возможно, не без основания считает, что ей повезло больше других, планшетист работал не со светящимся экраном. Но не помиловала секретная техника и ее.

Однако ведь были же незабываемые счастливые первые годы после войны. Были встречи с бравым старшиной, у которого брюки клеш, а выправка… Потом была семья учителей. Первые годы Валентна Ивановна преподавала не имея специального образования, а только общее среднее, не хватало учителей. Но настало время, когда встал вопрос о получении диплома. В.И.Малкова отправилась в Юрьев —польское педучилище, где сдала экстерном сразу 15 экзаменов и вернулась домой дипломированным педагогом.

-Для одной ее была создана государственная комиссия! — удив­ляется муж.- И приняли, никаких денег за затраты не спросив. Вот было время!

Действительно, многое было в их жизни неординарного. Тимирязевская семилетняя школа стала средней благодаря ее тогдашнему Директору ИА. Малкову.

-Мы сначала сделали школу средней де факто, а уж документы оформлялись в Вичуге потом, — вспоминает Иван Александрович. Кстати, одним из первых Тимирязевскую среднюю школу закончил и нынешний глава района Ю.И.Кутарев.

Не так уж и велик, оказался послужной список у педагогов Малковых. Хлябовская, Сокольская начальные школы, Тимирязевская, Лухская средние. Муж — директор, жена — учитель. С особой теплотой вспоминают они педагогический коллектив Лухской средней школы. В нем, по словам Ивана Александровича, работалось наиболее комфортно. Дел и вопросов было много, но и была большая поддержка со стороны педагогов. И.А.Малков директором Лухской школы был дважды. Много сил вложил он и в строительство ее нового здания. Пожалуй, это действительно были их самые лучшие годы. Работал И. А.Малков и заведующим Лухского районного отдела народного образования (районо). И сегодня он с удивлением не устает повторять, кому помешало слово­сочетание «народное образование». Сами вышедшие из народа, супруги Малковы не понимают, как можно все ставить на коммерческую основу. Деньги загородят дорогу к науке и знаниям талантливым, но бедным. Фронтовая закалка чувствуется у них во всем и сейчас. Вот только годы не те, да и силы не те. Мечтают наши ветераны об электрическом отоплении, тяжело стало самим согревать дом. Реально ли это в наших условиях? Трудно сказать. Однако во время войны именно такие, как они, зачастую нереальное делали реальным. А дни и месяцы блокадного Ленинграда — это ли не за гранью реальности? А видеть вражеские самолеты за долго до их появления на горизонте? Задолго до того, как соседние посты воздушного наблюдения начинают оживать и кричать своим радистам об угрозе с воздуха. Нет, что ни говорите, а жизнь у наших героев удалась. Они действительно сделали в ней немало доброго и полезного для людей. Впрочем, это же и есть призвание учителя — сеять доброе, разумное, вечное.

 

«Родная нива» 2004 год 7 мая. Мошкин А.

Запись опубликована в рубрике Земляки - фронтовики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий