Федотов Александр Иванович

C 9 маяМалоизвестное о сражениях на Днепре

Гвардейский полк майора Холоденко, он из Харькова, молниеносно форсировал Днепр и закрепился. Командир не стал дожидаться, когда немцы перегруппируют свои силы и начнут контратаку. В полдень ударила артиллерия врага, но ненадолго, а когда ветер подул на позиции врага, саперы по всему фронту обороны зажгли дымовые шашки. Густая пелена дыма поползла на позиции врага. Собрав свой полк в «кулак», Холоденко без выстрела повел его вперед. Приблизившись вплотную к позициям фашистов, гвардейцы обрушили на них шквал «карманной артиллерии», так называли на фронте ручные гранаты, и поливали врага из автоматов и пулеметов. Попутный ветер гнал клубы дыма вперед, обнажая цели, и Холоденко, став хозяином положения, моментально их подавил.

Сопротивление фашистов было окончательно сломлено, когда гвардейцы уничтожили штаб воинской части, но отдохнуть ребятам после этого тяжелого боя не удалось. Из дивизии поступил приказ: ускоренным маршем продвинуться в район Верхне-Днепровского шоссе, там шло ожесточенное сражение с отборными танковыми частями врага, рвавшегося к Днепру. Вражеская артиллерия внезапно открыла огонь. Над холмами и лощинами поднялся черно-серый дым. И вдруг обстрел прекратился, наступила тишина, однако через несколько минут до командного пункта долетел гул моторов. Майор увидел, как по Днепровскому шоссе двигались серые громадины вражеских танков с черными крестами на борту.

— Подпустить врага ближе и бить наверняка! — приказал командир артиллеристам.

Ударила батарея 76 миллиметровых пушек. Один танк сразу же загорелся, Батарея, расположенная на одном из холмов, прилегающих к Днепровскому шоссе, била метко. Вспыхнули еще три танка, и враг попятился. Утро следующего дня началось снова с танковой атаки. Танки шли с десантом на борту. Наблюдая за двигавшейся лавиной, Холоденко думал, как сдержать натиск обезумевшего врага. Он услышал, как заговорила наша артиллерия. На Днепровском шоссе вспыхнуло несколько костров. Горели танки и автомашины. Тем временем танки с десантом про­рвались в расположение наших батальонов.

«Гранаты»! — коротко приказал майор. И сразу же из траншеи, по—пластунски устремились к танкам Черняков, Погребняк, Одновалав, Цивелев, Федяшин и другие. Раздалось несколько взрывов, заклубился дым. Танковая атака споткнулась, враг отступил. И третье утро началось с атаки танков. Они шли, образуя броневой щит, стреляя из пушек и пулеметов. Дружно ударила наша артиллерия, за­строчили «максимы», захлопали выстрелы. Заполыхало пять танков.

И в этой схватке, завершившейся рукопашным боем, выстояли гвардейцы. Но полк понес большие потери. Днем из дивизии приказали держаться до последнего, а под покровом ночи отойти на новые рубежи, полк находится в полуокружении вражеских танков. И в этот момент майору доложили об очередной атаке. Четыре танка подошли к окопам, где находился командир полка. Два танка подорвались на минах, два танка, круто свернув с Днепровского шоссе, начали подниматься на холм. Головной танк приближался к КП. На бруствер выскочил адъютант командира лейтенант-харьковчанин Черняев и, пригибаясь, быстро побежал к танку с гранатой в руке. Раздался взрыв. Танк остановился и задымил. Второй шел вперед. На наблюдательном пункте остались только два человека — майор Холоденко и связист Федяшин, он из Иванова. Связист схватил связку гранат и поднялся.

«Отставить! — крикнул майор. — Держите связь. Теперь моя очередь». Командир вскочил на кромку окопа и побежал, держа связку гранат. Из башни танка сверкнули пулеметные очереди, взметнув землю у ног майора. Он упал. Пулеметы замолчали, думали, что офицер убит. Но майор был жив. Он притаился, чтобы подпустить врага поближе. Танк был уже близко, можно метнуть гранаты. Чуть приподнявшись, майор бросил связку под танк. Раздался взрыв. Танк, словно ударившись о препятствие, остановился и завертелся. В хвостовой части заплясали голубоватые огоньки пламени, и дохнуло дымным жаром. Майор при­поднялся, но тут же упал, скошенный пулеметной очередью. Он слышал, как его бесстрашные гвардейцы с громкими «ура» перешли в атаку. Гвардейцы Холоденко остановили на своем участке врага на четыре дня. Они уничтожили 26 танков, вывели из строя сотни вражеских солдат, большое число разной техники.

Майор Холоденко. остался жив. Ему и его гвардейцам предстояло еще дойти до Вены. В жестоких сражениях на Днепре особо отличились майор Холоденко Михаил Ефимович, Черняев Григорий Иванович, Черляков Василий Фомич, Погребняк Николай Ильич, все из города Харькова. Щелоков Илья Николаевич из поселка Петровское Харьковского района, Чеботарев Павел Иванович из Чугуева, Трембак Николай Алексеевич из Купянска, Одновалов Петр Иванович из поселка Близнецы, Олеиич Виктор Петрович из Змиева, Чайка Григорий Демьянович из деревни Валки. Нагорный Василий Трофимович из города Лозовая, все Харьковской области. А также Цивелев Яков Ефимович из города Кунгура, Хухарев Виктор Александрович из Перми. Ципелев Василий Тимофеевич из поселка Родники, Хрусталев Виталий Васильевич из Вичуги, Фролов Иван Егорович из Гаврилово-Посадского района, Федотов Александр Иванович из Луха, Федяшин Николай Петрович из города Иваново, Удальчиков Дмитрий Макарович из Юрьевца, все Ивановской области.

 Закончилась война, бывшие гвардейцы разъехались по стране, и их следы затерялись. Может кто-то из них или родных отзовется на эту публикацию и нам напишет.

Министерство обороны всех их разыскивает для вручения им наград: майору Холоденко — орден Ленина, остальным — ордена Красного Знамени, которыми они были награждены в годы войны, но награды до сих пор не полу­чили. Поэтому просим помочь в поисках этих славных героев.

Писать просим: 290630, Львов — 20, ул. Панча, д. 24, кв. 10, Матвееву Михаилу Алексеевичу.

Матвеев М.

Запись опубликована в рубрике Земляки - фронтовики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий